Вице-спикер Сената Польши Михал Каминский рассказал о будущем отношений Украины и Польши
Политолог, главный редактор издания "Хвиля" Юрий Романенко провел беседу с вице-спикером Сената Польши Михалом Каминским. Детали опубликованы в его Telegram-канале.
Юрий Романенко: Как вы считаете, как будут развиваться отношения Польши с Соединенными Штатами, и в принципе вот в контексте того, что сегодня Штаты заходят в свой избирательный цикл, и он очевидным образом довлеет над их политикумом. И Украина тоже очень серьезно ощущает это давление, потому что мы понимаем, что в ближайший год американцы будут делать все с оглядкой на то, что у них президентские выборы следующей осенью.
Михал Каминский: Все уже забыли, но наше ПиСовское правительство делало очень сильную ставку на Трампа. Президент Анджей Дуда не поздравил Байдена с победой до последнего момента. Это было даже практически на грани дипломатического скандала, до той степени Дуда поддерживал Трампа в это время. Они приглашали Трампа в Польшу, они делали ему здесь громадные мероприятия, они организовали его, как раз правильно, антииранскую конференцию в Варшаве и так далее. Сюда приезжал крупные американские консерваторы, в восторге от ПиСовского правительства, считали, что это новая волна консерватизма и так далее.
Но я тогда всегда говорил, что это есть никакой не современный польский консерватизм, а просто путинизм только с польским лицом и ничего больше в этом я не нахожу. И так и получилось, в конце концов, когда они уже перешли открыто на идеологические антиукраинские позиции, антиевропейские, просто совпадали эти позиции с идеологическими лозунгами Кремля. И поэтому вряд ли польская оппозиция, которая сейчас приходит к власти, будет болеть за Трампа. И для нас, думаю, мы будем делать ставку на демократическую администрацию, и надеемся, что тоже американцы поймут, как важно, чтобы Польша была частью, настоящей частью Запада, а не какой-то странной страной между Западом и Востоком.
Юрий Романенко: Вот очень часто в украинско-польских отношениях всплывает тема Волынской трагедии. Как вы считаете, после ухода ПиСа вот эти все исторические нарративы, насколько они уйдут на нет? Потому что мне кажется, что ну мы здесь можем закрыть эту тему раз и навсегда, потому что для большинства и украинцев, и поляков то, что было в прошлом, это уже такая перевернутая страница. И в принципе, мы бы могли поставить и памятник жертвам Волынской трагедии и эксгумацию Украина может разрешить.
Михал Каминский: Да, кстати, я абсолютно этого подхода не понимаю. С одной стороны, я не понимаю подхода некоторых поляков, которые по поводу своей агентурности или по поводу просто по политическим причинам разжигают эти исторические вопросы. Я этого не понимаю. Я являюсь сотрудником Леха Качинского, который, когда был президентом, он даже снял свой патронат с годовщины Волынской резни. И я этим горжусь. Мы не хотели тогда, президент не хотел тогда разжигать всех этих исторических сюжетов, скажем так.
Я тоже не понимаю с другой стороны украинских политиков, которые в какой-то степени не хотят признать, что это было преступление, это было преступление против собственных соседей и так далее. Мы можем понимать глубочайшие причины этого раскола на Волыни между поляками и украинцами и так далее, но ничто не оправдает убийство невинных людей. И в этой степени, конечно, как у нас, поляков, есть тоже грязные моменты в нашей истории. Мы должны с ними справляться и делаем это. Такие моменты тоже есть в истории Украины.
Но я считаю, что время войны — это не время, чтобы об этом говорить, понимаете? Не время сейчас. Когда будет мир, когда будет все нормально, может быть, пусть историки собираются где-то и разговаривают про историю, но общество должно быть заинтересовано в будущем, а не в истории. И поэтому я человек, который никогда не поднимал этих вопросов, хотя я люблю историю, но я люблю поднимать эти вопросы, которые нас, поляков и украинцев, в истории объединяют, а их очень много.
И если у меня есть сожаление к польским и украинским политикам, это есть сожаление за то, что они не говорят про то, что у нас столько общего в истории. Мы вместе побеждали русских. Мы вместе побеждали русских не один раз. Мы вместе создали хорошее государство с литовцами, у которого были свои проблемы, но оно все равно было лучше, чем имперская Россия в это время и так далее. И у нас даже есть история сотрудничества УПА и Армии Крайовой против большевиков. Про это надо говорить, а не только про то, что плохое.
Ранее портал "Стена" сообщал, что Юрий Романенко поделился интервью с украинским медиком, побывавшим в российском плену.
Также мы писали, что у Романенко рассказали, какой уровень поддержки путина в Израиле.
Напоминаем, что Романенко отреагировал на результаты выборов в Польше.